ЧТО ЗНАЧИТ – НЕ ЛЕЧИТЬ? (лонгрид от Саши Безродновой)

Ко мне на групповые и индивидуальные занятия приходят люди не только с психологическими вопросами, но и абсолютно реальными телесными симптомами и заболеваниями, и с ними мы работаем точно так же, как и со всеми остальными.

Как-то состоялся разговор. Helga Crossman прислала мне мою же цитату, кажется, из поста или онлайн встречи:

“Относиться к боли, как к посланнику. Не лечить и не видеть её как что-то, подлежащее расправе. Не оставлять её в одиночестве и не воевать с ней. Слушать, внимать, любопытствовать, идти в детали, присваивать, обнаруживать послание, быть с ним”.

Она спросила:

“Вот это совсем не понимаю. Если долго объяснять, может быть, скажешь, что почитать. “Не лечить” вводит в ступор”.

Первым делом я порекомендовала Хельге две книжки – “Телесный процесс” Джима Кепнера, одного из создателей подхода БодиМайнд Гештальт, и “Спонтанная эволюция” Брюса Липтона и Стива Бхаермана, первый из них учёный генетик, второй – социолог, политолог, который стал сатириком потому, что понял, что через сатиру идеи проще доносить до внимания граждан.

Потом начала писать свой ответ, который по мере написания вырос в целую статью.

В ближайших постах представлю её вам. И благодарю Хельгу за повод в очередной раз сформулировать то простое для понимания и очень сложное для воплощения действие – отказаться лечить.

————
Словом “НЕ ЛЕЧИТЬ” я обозначаю один из принципов, на котором строятся терапевтические отношения в подходе БодиМайнд Гештальт и нескольких других подходах, которыми я владею.

Это не значит, что я думаю, что когда у человека заболевание, его не надо лечить.

К слову “лечить” есть следующие несколько комментариев, выношу их в разные пункты:

А) ХОЛИСТИЧЕСКИЙ И РЕДУКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОДЫ

Подходы к лечению бывают разные, поэтому слово это невозможно интерпретировать однозначно. Есть экстренный подход – купировать симптом. Иногда он имеет смысл, если стоит вопрос жизни и смерти, и там некогда устраивать психотерапевтические раскопки.

Медицина в том виде, в котором мы с ней встречаемся в поликлиниках и больницах, обычно работает именно в этом ключе – заболевание лечится вмешательствами такого характера, который пригоден для экстремальных условий.

При этом в поликлинике тебе даже могут сказать: “Мы лечим не следствие, а причину”, — но зачастую эта причина будет искаться в рамках одного органа, в рамках одной системы тела (скажем, кровеносная система или опорно-двигательный аппарат – ими будут заниматься разные врачи), или, в лучшем случае, в рамках одного человеческого организма.

Это не значит, что врачи всегда игнорируют факторы среды. Какие-то из факторов, конечно, принимают во внимание. Но велика вероятность, если вы подхватили какой-то вирус, что причина будет найдена в контакте с другими носителями вируса, а не с тем, что ваша иммунная система дала сбой из-за сильного стресса перед экзаменом, несчастной любви, переезда, алкоголя или избытка жирной пищи.

Потому что рассматривать тело человека как орган или клетку, вписанную в ещё бо́льшие системы и их диалоги — это слишком сложно, и практически ни одному отдельному узкому специалисту не под силу.

Ведь влияют и семейная, и рабочая, и социальная среда, и окружающую среда со всем множеством переменных — от обилия включенных электроприборов и мобильного в кармане – до качества воды и воздуха.

Влияние многих из этих систем остается за гранью нашего восприятия, а то и за гранью того, что мы знаем об истории своей семьи и своего раннего детства.

Этот подход можно назвать Холистическим (целостно-ориентированным), в противоположность Редукционистскому (сведение свойств системы к набору свойств её частей).

Но, будем честными, про холистический подход проще говорить, чем его применять. Факторов среды слишком много, внутренних психологических тоже. И к сожалению, большинством из них мы не управляем.

Б) ЧУВСТВО ОПРЕДЕЛЁННОСТИ
Обратившемуся человеку результат хочется как можно скорее. Или чтобы его, как минимум, компетентно продиагностировали, и тем самым успокоили.
Или заверили, что вылечат, или дали надежду, или объяснили, что это не лечится – вообщем, сказали что-то, дающее определённость.

Потому что неопределённость может быть хуже самой болезни.

Неопределённость связана с чувством беспомощности, а определённость – уже чувствуется как хоть какая-то стабильность и контроль в рамках возможного.

С этой точки зрения, холистический подход – потенциально долгий процесс без каких-либо гарантированных результатов. Как минимум, никто не возьмет на себя ответственность давать гарантию, в отличие от врачей. Врачи хотя бы могут сказать, что гарантия – столько-то процентов.

В) ЖЕРТВА И СПАСАТЕЛЬ
Даже с иллюзией определенности человек остаётся в позиции жертвы по отношению к загадочному, почти мистическому беспорядку в своём теле, которым он, по его мнению, никак не управляет, и почти не имеет к нему отношения. А когда есть жертва, есть место для спасителя, и конечно же, лучше, чтобы спаситель был достойным доверия.

Дальше только вопрос, кто во что верит: кто-то в традиционную медицину, кто-то в китайскую, а кто-то в народные рецепты самолечения. Эффекту плацебо не важно, во что вы верите. Главное, чтобы вы пользовались именно тем методом, в который верите. Равно как и эффекту ноцебо: если вы считаете что-то для себя вредным, оно так на вас и скажется (см. Википедию и/или мою статью про ноцебо – “Лексический Детокс”).

ПРИМЕРЫ
Здесь есть несколько интересных примеров исследований (читала в разных книжках, прямо сейчас ссылок на исходники не приведу, так что если кто-то захочет сказать, что всё это туфта, может спокойно говорить).

  • Случаи излечения раковых больных в выбранной группе коррелировали не с тем, какой именно метод лечения им был предоставлен, а с тем, верили они в этот метод, или нет.
  • При анкетировании людей с достаточно тяжелыми хроническими заболеваниями выяснилось, что только очень незначительная часть из них принимает назначенные лекарства регулярно. Даже если это дорогое лекарство, которое трудно достать, и даже если это заболевание, грозящее смертельным исходом.

    То есть, само участие и уровень проявленной ответственности человека в процессе собственного лечения ставит палки в колёса даже современной медицине, и ставит под вопрос истинную мотивацию человека, обратившегося за помощью.

    Г) ЯТРОГЕНИ́Я (иатрогения)
    (др.-греч. ἰατρός «врач» + γενεά «рождение») — ухудшение физического или эмоционального состояния человека, ненамеренно спровоцированное медицинским работником. (См. Википедию).

    По определению, данному в довоенном издании Большой медицинской энциклопедии, ятрогения — это «термин, обозначающий отрицательное воздействие врача на больного, когда вместо терапевтического эффекта у больного создаются представления, усугубляющие его болезненное состояние, или образуется психологический комплекс новой болезни».
    В числе ятрогенных факторов выделяют риски, связанные с терапевтическим воздействием:⠀
  • неблагоприятные (побочные) эффекты назначенных лекарственных средств;
    избыточное назначение лекарственных средств (например, приводящее к резистентности);
  • нежелательные лекарственные взаимодействия;
  • риски, связанные с хирургическими вмешательствами;
    врачебные ошибки;
  • болезненные методы диагностики;
  • больничные инфекции;
  • неверное выполнение назначений, обусловленное, например, неразборчивым почерком врача или опечатками;
  • халатность;
  • недоучёт или недостаток информации;
  • ненадлежащее оснащение, выполнение процедур, техник и методов.

    Д) ВЕРОВАНИЯ
    То, во что мы верим, в большой степени может быть связано с тем, какие именно настроения в данную эпоху транслируются, каковы были верования в нашей семье и какая реклама ведётся сейчас наиболее активно.

    Помните советскую рекламу о том, что для здоровья в день нужно съесть 10 яиц? Прикол в том, что покуда будут проблемы и болезни, будут люди, которые на них зарабатывают. А в данном случае, зарабатывают уже не люди, а целые корпорации, задача которых – никоим образом не решить проблему, а именно на ней заработать.

    Оптимально – сделать её хронической, и, значит, приносящей постоянную прибыль.

    Поэтому в центре принятия решений, какие верования транслировать, что поощрять, а что запрещать на государственном уровне, сейчас стоят интересы конкретных корпораций, а не живого человека, у которого, скажем, болит живот.

    Никто по телевизору не порекомендует ему отдохнуть, выпить воды, сменить работу, перестать есть в состоянии стресса или помириться с женой.

    Это всё слишком тонко и индивидуально, и конечно же, не даёт никаких гарантий. А вот таблеточка обезболивающего – быстро и просто. А главное, её можно продавать регулярно.

    В этом плане, конечно же, радует, что реклама экологичного и активного образа жизни (не без профанации, увы) постепенно просачивается, и начинает конкурировать с рекламой химических препаратов. Хотя противоречия, по моему мнению, конечно, нет.

    Зачем возводить в абсолют одно или другое, когда это просто методы разного порядка, нужные для разных ситуаций?

    Е) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    Не помню прямо сейчас имени гениального автора, который/ая сказал/а, что лучше принять ответственность, чем принять таблетку. (Подскажите, если знаете!) И в более узких кругах, чем, например, круг телезрителей, встречаются люди, которые полностью взяли на себя ответственность за себя и даже – о ужас – за здоровье своих детей.

    Здесь я могу отослать вас к книгам Александра Иванова, об автономной жизни в деревне, его сайт – ivanovishe точка ru

    Это, конечно же, никому невыгодно, потому что на таких людях невозможно заработать, и важно, чтобы они своим примером никого не заразили. Поэтому каждый случай фанатизма или неудачи преподносится прессой как губительная тенденция. Без статистического сравнения с тем, какое количество побочных заболеваний вызвано, например, применением лекарственных препаратов.

    Есть даже специальный термин, который говорит о смертности по причине применения препаратов, но это последнее, о чём станут рассказывать газеты.

    Ошибки применения лекарственных препаратов осуществляются на разных этапах: назначения, выдачи, производства, хранения, подготовки к использованию, введения и мониторинга.

    Согласно статистике европейского агентства лекарственных средств (EMA – European Medicine Agency), только на одном этапе выпуска рецептов в Европе частота ошибок составляет 7,5%. (См. статью “Ошибки применения лекарственных препаратов: современное состояние проблемы”).

Если речь идёт не об экстренных случаях и не о спасении жизни, а просто о каком-то заболевании, которое беспокоит, то можно говорить о разном количестве временных ресурсов, которыми располагает человек, чтобы работать с собой.

И, наверное, более ключевое – разная степень готовности взять ответственность за своё здоровье, или же делегировать её незнакомым людям, работающим в системе здравоохранения.

Они, конечно же, сделают лучшее, что могут, в рамках своих компетенций, мотивации, рабочего графика, совести, имеющейся стрессоустойчивости, личностных особенностей и необходимости выживать самим в непростых условиях.

Поэтому, пожалуйста, прочитав эту статью, ни в коем случае не начните думать плохо о работниках здравоохранения. Лучше пошлите им добрую мысль, добрые чувства, пожелание сбалансированного рабочего дня и хорошей зарплаты.

Они выбрали эту профессию из желания помогать людям. То, что не всегда эта помощь оказывается здоровой – продукт бо́льшей системы, в которую они включены.

Ж) ПОЧЕМУ Я ВЫБИРАЮ НЕ ЛЕЧИТЬ
Во-первых, если человека действительно нужно лечить – ситуация экстренная или у него нет времени заниматься собой самому, или нет желания брать эту ответственность на себя – он обратится к врачам.

Я не врач и лечить не возьмусь ни при каких условиях. Это если мы берём слово “лечить” в самом прямом его значении.

А вообще, если человек пришел именно ко мне, возможно, его цели более широкие, чем просто избавиться от симптома. Скорее всего, он хочет сделать следующий шаг в своём развитии, взять ответственность за свою жизнь, телесное и душевное здоровье, перестать разделять себя на “я” и “моё тело”, и его симптом является поводом заняться таким прекрасным процессом воссоединения с собой.

Даже если речь идёт о конкретном заболевании или перенесённой операции, в телесном проявлении человека очень много от того, как он/она реагирует — душевно-умственно-телесно — на события и состояния своего тела. И на прошедшие, и на текущие, и даже на будущие.

Яркий пример – пару лет назад мой коллега и учитель отказался от запланированной операции, и, сам того не желая, свалился болеть, ровно в день операции ровно на месяц (по изначальному плану он должен был месяц восстанавливаться).

Впоследствии ему самому стало очевидно, что его тело/бессознательное заранее готовилось и радовалось возможности месяц отдохнуть. И, несмотря на то, что во внешнем мире он операцию отменил, во внутреннем мире этот план остался.

Это не первый раз в опыте моих коллег и клиентов, что физические переживания и даже заболевания создаются не только из прошлых историй, но и из того, как наши предчувствия, предвидения и планы влияют на состояние нашего тела.

Поэтому, если мы будем с вами заниматься, индивидуально или в группе – мы будем не ЛЕЧИТЬ, а работать с ОСОЗНАВАНИЕМ: вот эти события или ощущения в своем теле я создаю – как именно я это делаю? Или, как минимум – как я реагирую на тот или иной феномен или событие – в моём теле, во внешнем мире или в моём внутреннем мире?

Что это за микро- или макро-, незаконченное или застывшее движение?

Может быть, там есть два движения, которые входят в конфликт друг с другом?

Какие потребности они защищают или пытаются удовлетворить?

Что я хочу сделать таким образом?

Какие свои потребности я осуждаю или не позволяю себе признать, разрешить, удовлетворить?

Могу ли я высказать это словом, звуком, рисунком, образом, движением, жестом?

Tmd Alexandra Puzakowa, [17.07.21 11:26]
[Forwarded from Tmd Elena Zaycewa]
В предыдущих двух постах мы говорили о НЕЛЕЧЕНИИ. Там начало статьи, окончание которой в этом посте. Итак…

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
Вся эта работа имеет смысл только при условии того, что мы никого не насилуем. Другими словами – не лечим. Потому что любая подспудная попытка избавить человека от боли, симптома, паттерна, привычки или чего-то ещё будет воспринята бессознательным как скрытое послание «Ты не принят».

“Ага, – скажет бессознательное, – меня хотят изменить. Я не такой, как надо. Вот эта часть меня плохая. Ей нет места в этом мире. Мне, такому как я есть, со всеми моими частями, нет места”.

И человек даже может внешне согласиться играть в эту игру, и вложить все усилия в то, чтобы измениться. Слава Богу, бессознательное у нас не лыком шито, и оно не сдаст свои части и не откажется от них, даже если сознание будет говорить “Долой, долой!” , бессознательное просто спрячет их хорошенько.

И мы получим в лучшем случае сопротивление, в худшем – иллюзию выполненной работы.

Получается, что подход “не лечить” имеет два уровня. Первый – действительно, не лечить. Слушать, внимать, осознавать, находить и удовлетворять потребности, экспериментировать, давать телу как процессу развернуться при поддержке чуткого внимания.

Второй – “не лечить” – и действительно именно это и иметь в виду. То есть, не держать в голове даже скрытой идеи избавиться от симптома. Пожалуй, это самое сложное.

Согласитесь, имея какой-либо симптом или неприятность, очень трудно, практически невозможно не хотеть от него избавиться. Желать, чтобы он исчез, прекратился, остановился, чтобы ушла боль – так естественно.

Парадоксально, но именно эта естественная реакция усложняет процесс исцеления.
Почему?

В тот момент, когда мы ополчаемся против своего симптома, мы развязываем внутреннюю войну, в которой наши разные части конфликтуют, и какая-то из них должна потерпеть поражение.

Таким образом, от целостности мы идём к раздроблению себя на части. Всё больше и больше подавляя ту часть себя, которая вызвала симптом, дистанцируясь от неё.
Тело говорит с нами на языке ощущений, и боль – это крик “услышь меня”.

Который, между прочим, не применяется сразу, но тогда, когда все остальные попытки этой части быть услышанной уже исчерпаны. Тогда в ход идёт тяжёлая артиллерия – боль в мышцах, хронические заболевания, приступы и т.п.

Обратная этому стратегия – ВОЗВРАЩЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ.

1️⃣Шаг один
Проявить любовь вместо неприязни. Но что это значит? В данном случае, слушание – это акт любви. Обратить в тело неосуждающее внимание. Полюбопытствовать, изучить в деталях, феноменологически.

Дать этой части высказаться каким-либо образом, донести до нас то послание, которое она нам несёт. Так, чтобы её работа была наконец выполнена.

2️⃣Шаг два
Присвоить себе эту “больную” часть. Перестать делить себя на части – “я” и “вот эта штука, которая со мной происходит”. Увидеть и принять себя во всём многообразии своих частей.

3️⃣Шаг три
Экспериментирование и адаптация к повседневности. Воплощение и практика найденных ключей и состояний в “нормальной жизни”.

Для каждого из этих шагов есть специальные методы и лайфхаки, но это уже дело техники. Ни одна из техник не работает, если в голове сидит подспудное “это болезнь, меня надо лечить, я хочу от этого избавиться”.

Надеюсь, что эта статья была вам полезна.

Буду благодарна, если поделитесь какими-то своими выводами, инсайтами, вопросами или личным опытом.

Your Cart