ИМПРИНТИНГ

Импринтинг – это запечатление – от слова печать. Термин говорит о том, что какое-то явление или набор факторов отпечатываются и сохраняются в психике и дальше кондиционируют (обуславливают) восприятие.

На самых ранних этапах формирования психики у нас есть очень много нейронов и нервных окончаний, большая часть из которых в первые годы жизни отваливаются. Таким образом, у нас сначала есть возможность очень много всего запечатлеть. И вот то, что успело запечатлеться в раннем возрасте, оно осталось как бы основными ветвями, а все лишние ветки поотваливались.

Поэтому, например, младенцы могут слышать детали произношения любого языка, но по мере того как они живут в своей среде, они приспосабливаются к конкретному звучанию речи, и их мозг становится способен вычленять и дальше пытаться воспроизводить именно те звуки, которые свойственны языку их первого окружения.

К скольки-то годам лишние нейроны на эту тему отваливаются, и нам уже сложно с достаточной точностью детально распознать звуки другого языка и точно их воспроизвести. Мы можем достаточно хорошо говорить на новом для нас языке. Но такой детальной точности в слушании и нюансов в произношении, как если бы мы родились в этой стране, у нас уже не будет.

Дальше упомянем, что вообще нервная система как и весь организм у нас работает по принципу экономии. Мы не выделяем ресурсы на всё подряд, а только на важное и новое. С расчётом на то, что если потребуется в чём-то разобраться срочно для выживания, то в целом у нас всё остальное в этот момент будет прекрасно работать на автомате.

Это происходит благодаря тому, что когда нервная система узнала что-то новое про этот мир, она сохраняет себе данную связку факторов, и с тех пор уже не тратит ресурсы, чтобы что-то проверять, если оно на эту связку похоже. Похоже – значит, оно.

То есть можно сказать что нервная система формирует какой-то узор, который дальше будет видеть везде, и накладывать на всё, на что его подойдёт накладывать.

Чем ранее был сформирован какой-то узор, тем более основным он будет. То есть, станет основой для формирования всех остальных уже более детальных узоров. И конечно же, он не будет ставиться под сомнение.

Такие схемы, структуры или узоры мы называем паттернами.

среди разных паттернов, которые мы сформировали, импринты я бы выделила как что-то, что служит руководством к действию.

Например, в результате какого-то раннего события мы узнали о том, что бородатый мужчина может нас напугать. И с тех пор мы на всякий случай бежим подальше от бородатых мужчин.

Или узнали о том, что рядом с человеком с голубыми глазами и глубоким голосом можно получить колоссальное удовольствие. С тех пор мы всё время ищем себе человека с голубыми глазами и глубоким голосом, и пытаемся спариваться с ним, даже если ни к чему хорошему это не приводит.

Импринт – это когда в нас запечатлелось, что “так есть”, “так надо” или “так работает”.

Энни Брук говорит о шоковых импринтах, возникших в ранние моменты жизни. Когда человек находится буквально на грани жизни и смерти, испытывает какие-то слишком ошеломляющие переживания, у него возникает связка – вот это событие/качество/отношение + шок на грани выживания.

Таким образом, в каждом новом событии наш мозг не видит что-то новое, а сначала сверяет: а вдруг оно похоже на то, что я уже знаю?

И так как нервная система хочет нас защищать, она всё время будет проверять окружающие события на предмет похожести с прошлым опасным опытом. Из-за этого на многие события она будет откликаться тем паттерном реагирования, который сформировался в момент импринтинга.

То есть ситуации мы проживаем уже новые и на самом деле не угрожающие жизни, а нервная система реагирует, как будто эта ситуация старая, которую мы давно знаем, и как будто бы она опасна для жизни. Поэтому сила реакции порой зашкаливающая, а уместность и адекватность ситуации – никакая.

В импринте у нас могут сложиться разные факторы в одну кучу…

Например, доктор обладал таким-то голосом и был тем, кто не дал мне вылезти своим способом. Вуаля! Я начинаю бороться с мужчинами, а уж тем более реагирую на тех, у кого похожий голос и запах.

Кстати, таким же образом работает и аллергия. 

В этологии импринтами также называют самые первые запечатлённые образы, которые помогают животным сориентироваться в жизни и формируются в сензитивный период (одна из версий – от рождения до первого испуга). Например, что я вижу первым – это и есть мама. С похожими на неё надо спариваться.

Работают ли с импринтами – да. Как раз сейчас всей группой этому учимся, больше фокусируясь на шоковых импринтах в контексте соматической работы с перинатальной травмой.

Это многослойная картина. Сейчас попытаюсь максимально кратко передать суть.

Находим контекст, в котором произошло переживание, которое запечатлилось и обросло защитными паттернами, которые делают наше поведение в жизни порой не адекватным происходящему в моменте. Понимаем, в чём была ситуация (если в вербальном мозге этой информации нет, то обращаемся глубоко в тело, чтобы оно выдало подсказки. Оно их и так всё время выдаёт).

Помогаем себе понять, что это переживание произошло в такой-то ситуации, ситуация закончилась, а переживание не было до конца выражено и прожито. Поэтому оно всё время стоит за дверью, готовое вспомниться, в надежде наконец быть переваренным и завершиться. Всё время проявляется, проецируясь на ситуации и людей из настоящего.

Готовим себя к тому, чтобы дать пришедшим тогда переживаниям/эмоциям быть прожитыми. То бишь – прочувствованными, выраженными, встреченными с принятием. Без того, чтобы сбежать от них через диссоциирование и оказаться как бы не здесь, не в теле, не в себе.

Как мы себя готовим – учимся саморегулироваться, заземляться, ориентироваться, дышать и ясно смотреть, возвращаться в тело, в здесь и сейчас.

Учимся не верить нахлынывающим состояниям, а называть их и, зная, что они пройдут, использовать все необходимые инструменты самоподдержки.

По мере готовности перепроживаем контакт с ситуацией и, уже умея себя поддержать, позволяем переживаниям быть выраженными через тело, звук и движение, чтобы приостановленные импульсы к движению, выразительности, проявлению жизненности наконец были реализованы.

То есть, позволяем шоковой реакции подняться на поверхность и в это время саморегулироваться. На это может потребоваться не один раз, но иногда и один раз всё меняет.

Your Cart